Положительная оценка
Странноватое модельное имя Yaris (видимо, искусственно синтезированное) присутствует в гамме Toyota Motor с конца 90-х годов. И с тех пор стало известно по всему миру.
В том числе и под фирменными вариантами названий – вроде Echo и Vitz. А теперь в свет выходит III поколение тойотовского компакта – в виде 3- и 5-дверного «хэтчбека». Как и прежде, модель «глобального» размаха и ориентирована на рынки Северной Америки, Европы, юго-восточной Азии, Австралии и т.д. А также для нашей страны: самое время прикинуть, что и почем.
Современный хэтчбек
Toyota Yaris III (внутрифирменное обозначение XP130) смотрится гораздо выигрышней, чем прежнее поколение унылых «головастиков» под тем же названием. Современный компакт с выразительно оформленным передком и скульптурными поверхностями боковин. Динамичный и где-то даже агрессивный облик. Впечатление такое, будто дизайнеры стремились сделать новый Yaris привлекательным для молодых мужчин. То есть, для той категории потенциальных покупателей, которые прежнюю модель обходили за версту. Стремились, и возможно, замысел оправдается. Жизнь покажет.
И аэродинамика не забыта: коэффициент сопротивления воздуха у нового «Яриса» - 0,287. Так что при лобовой площади около 2,14 м2 аэродинамический фактор равен примерно 0,615. Неплохой показатель – заметно лучше, например, чем у сравнимого Polo (0,66) от «народного автомобиля». На скоростях сказывается.
Как водится. III поколение заметно крупнее прежней модели – хотя и остается в размерном классе B. Главное, «растянута» колесная база компакта (ровно на 50 мм), а значит, внутри стало еще просторней. Новый Yaris заявлен как 5-местный автомобиль, и в салоне действительно устраиваются пятеро взрослых. Хотя в дальнюю поездку лучше все-таки собираться втроем-вчетвером. Сиденья жестковаты, но посадка удобная. Пространство для ног есть не только спереди, но и во 2-м ряду. И потолок (под довольно высокой линией крыши) не давит на голову.
Интерьер в III поколении оформлен заново: приборный щиток размещен теперь не по центру передней панели, а на своем законном месте – перед глазами водителя. Вроде все правильно, однако оформление интерьера не радует глаз. Невыразительно, скучно. И качество отделочных материалов сомнительное: сплошь и рядом жесткие пластики, на которых скоро появляются царапины, местами хлипкие панели. Зато эргономика грамотная: «баранка» регулируется по углу наклона и вылету, а сиденье водителя перемещается не только продольно, но и по высоте. Емкость багажного отделения при полной посадке по местам невелика – 285 л (VDA). Но если сложить спинки задних сидений (делимые в пропорции 60/40), то погрузочное пространство увеличивается до 770 л. Вполне практичный «хэтчбек».
На европейский рынок Yaris III выходит в трех исполнениях: Live, Active и Sport. Расклад с информационно-развлекательным и комфортным оснащением своеобразный: в «штате» скромной комплектации Live предусмотрены радио-стерео (CD/MP3) на 6 динамиков, передние электростеклоподъемники и электроприводы боковых зеркал. Вот, пожалуй, и все – даже кондиционер полагается только за немалую доплату. В не самом дешевом исполнении Active появляются гарнитура Bluetooth, обшитая кожей многофункциональная «баранка», кондиционер, телекамера заднего обзора и все такое. А за доплату полагаются продвинутый сенсорный интерфейс Toyota Touch (со спутниковой навигацией), 2-зональный «климат-контроль» и т.д. Хотя такой опции, как кожаная обивка сидений, нет как нет – ни за какие деньги.
У тойотовского компакта современная техника безопасности: в салоне 9 «подушек» (в том числе коленная для водителя) «шторок» на окна, 3-точечные пояса с преднатяжителями, «активные» подголовники (Advanced Whiplash Injury-Lessening) и другие средства защиты. Между прочим, 6 лет назад Yaris прежнего поколения заработал все 5 «звезд» в испытаниях новой модели «на удар» - по методике EuroNCAP. И новая модель скорей всего выступит не слабее. Безопасность для всех.
Заметный прогресс
Автообозреватели знакомились с «Ярисом» III поколения в разных исполнениях – по рынкам сбыта. Так, европейцы гоняли новый компакт в трех вариантах: с двигателями на бензине и с турбодизелем. Тогда как у американцев выбор оказался невелик: «хэтчбек» с 1,5-литровым бензиновым 16-клапанником и 5-ступенчатой «ручкой».
Как и следовало ожидать, тест-автомобиль с 3-цилиндровым литровым моторчиком и ручной 5-ступенчатой КПП не отличился в динамике. Откровенно слабый двигатель – даже для компактного «хэтчбека». Разгон вялый – и на магистрали Yaris с 69-сильным 12-клапанником с трудом держится в скоростном транспортном потоке. Правда, экономичность по топливу замечательная, и для иных автомобилистов такое преимущество играет решающую роль.
С 99-сильным 16-клапанником гораздо веселее: приемистость более-менее на уровне компактов класса B. Тем не менее, при обгоне на шоссе двигатель приходится перекручивать в «красную зону» - с повышенным уровнем шума от силового агрегата. Вдобавок 6-ступенчатая КПП не радует четкостью переключений, так что «роботизированная» MultiMode, пожалуй, предпочтительней. Наилучшую динамику показывает «хэтчбек» с турбодизелем: тяговитый и исключительно экономичный по топливу силовой агрегат. Правда, такой вариант гораздо дороже «Яриса» с 1,33-литровой «четверкой» на бензине – и вряд ли появится у российских дилеров.
Как обычно. американские обозреватели провели полный тест-драйв автомобиля - с объективными замерами. «Хэтчбек» в исполнении SE (спецнастройка рулевого механизма и подвески) гоняли по полигону на всесезонной резине Bridgestone Turanza размером 195/50R16 – с интересными результатами.
Прежде всего заезды по прямой: по приборным замерам, 5-дверный Yaris SE разогнался от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) за 9,1 сек. Вполне удовлетворительное время для тест-автомобиля с 1,5-литровой «четверкой» 1NZ-FE под капотом и 5-ступенчатой ручной КПП, – по впечатлениям обозревателей, впервые в истории модели быстрее 10 сек.. Стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) «хэтчбек» прошел с места за 17 сек. ровно – на 0,8 сек. быстрее, чем Yaris образца 2010 года. Причем в конце мерного отрезка компакт достиг скорости в 128,9 км/ч. Сравнительно мощный 16-клапанник тянет ровно и уверенно, а ручная коробка передач переключается без сучка и задоринки. В целом примерно то, чего следовало ожидать от «японца» класса B: разгонная динамика на уровне новых корейских Accent/Solaris и Rio. Ничего особенного.
На торможении Yaris показал себя заведомо не хуже, чем при разгоне, и со скорости 96,5 км/ч остановился на расстоянии 36,6 м. Дистанция заметно короче, например, чем у Kia Rio III (испытатели те же самые). Траектория ровная, усилие на педали умеренное – с ощутимой обратной связью. Надежные тормоза – немаловажно для «семейного» автомобиля. И не только…
Теперь заезды по кривым. Для начала 60-метровая «круговая площадка» (skid pad), где Yaris SE держал боковое ускорение до 0,8 g. Неплохой результат – хоть и не намного, но лучше, чем у Rio III. Другое типовое упражнение – «восьмерка MT». В скоростном маневрировании.Yaris SE выглядел вполне прилично и лучший круг сделал за 28,4 сек. Заведомо не спорт-«хэтчбек», хотя опять-таки чуть быстрее, чем Rio III. В виражах возникают заметные боковые крены, однако Yaris идет по траектории предсказуемо и послушно. Рулевой механизм довольно «прозрачный», баланс управляемости близок к нейтральному – с неизбежным переходом к недостаточной поворачиваемости в граничных режимах. Правильное поведение – в самый раз для рядового водителя без особых «драйверских» амбиций.
Ход у нового «Яриса» не особенно ровный – во всяком случае помимо шоссе с усовершенствованным покрытием. Причем спецнастройка подвески только усугубляет положение дел: местами автомобиль ощутимо потряхивает. А на ухабах даже до ограничителей пробивает. Качественная изоляция салона эффективно подавляет звуки и вибрации от качения колес, однако шум набегающего на скорости потока воздуха прослушивается довольно отчетливо. Впрочем, не настолько сильный, чтобы утомлять водителя и пассажиров.
Так или иначе, в целом Yaris III воспринимается как продуманная и основательно доведенная конструкция. Добротное исполнение и качественная сборка - вполне приличный «семейный» компакт. И все же в том сегменте рынка, о котором идет речь, действует немало других игроков – нисколько не слабее.
Разброс баллов
Мнения европейских обозревателей выражены в количественных оценках и сведены воедино. Баланс такой:
Внешность – 4 балла (из 5 возможных). Смотрится Yaris III гораздо интересней прежнего поколения. Привлекательный современный «хэтчбек» - пусть и не особенно яркая индивидуальность. «Хорошо».
Динамика – 3. Даже со сравнительно мощным с 1,33-литровым 16-клапанником на бензине приемистость у компакта бесцветная. Исполнение с турбодизелем повеселее, но и обходится гораздо дороже. Едва «удовлетворительно».
Держание дороги и управляемость – 3. В скоростном маневрировании Yaris III выглядит неярко, но ведет себя предсказуемо и послушно. Руль довольно «прозрачный», хотя обратной связи на «баранке» все-таки маловато. «Удовлетворительно».
Комфорт и оснащение – 3. Сиденья у нового «хэтчбека» удобные, а вот ход местами тряский. Зато информационно-развлекательное и комфортное оснащение небедное (кроме «бюджетного» исполнения Live); в целом «удовлетворительно».
Безопасность и защита – 5. Когда-то в испытаниях «на удар» по методике EuroNCAP «Ярис» II заработал все 5 «звезд». Техника безопасности у новой модели на современном уровне; авансом «отлично».
Качество и надежность – 3. Новый «хэтчбек» ладно скроен и крепко сшит, но оформление и отделка интерьера оставляют желать… Модели Toyota Motor традиционно отличаются надежностью, а как Yaris III, судить пока трудно. «Удовлетворительно».
Внутреннее пространство – 4. В салоне нового «хэтчбека» просторно – и багажное отделение хоть и невелико, но удобно. «Хорошо».
Эксплуатационные расходы – 4. Новый Yaris экономичен по топливу – особенно с турбодизелем. Издержки по обслуживанию и ремонту умеренные; «хорошо».
В плюсе:
- свежая внешность – во всяком случае, на взгляд спереди;
- внутренний простор и небедная «упаковка»;
- выдающаяся экономичность по топливу.
В минусе:
- слабые бензиновые двигатели;
- не особенно ровный ход;
- неинтересное оформление интерьера.
Общая оценка – 3 балла (из 5 возможных). Новый Yaris подойдет тем, кому нужен вместительный и «упакованный» компакт – по цене в пределах разумного. Однако в классе B немало моделей, которые отличаются лучшими ходовыми качествами – и обходятся еще дешевле.
Вердикт: посредственно. Выглядит Yaris III гораздо интересней прежнего поколения – и двигатели на редкость экономичные. К сожалению, обновленному компакту по-прежнему недостает живой динамики. Скучновато.
Собирают новый Yaris в Японии на предприятии Nagakusa Plant, а также во Франции – на заводе в Valenciennes. Между прочим, модель II поколения (под названиями Yaris и Vitz) выпускали, кроме того, в Индонезии, на Тайване и в Таиланде. И надо думать, сборку «Яриса» III поколения тоже развернут по всему миру.
В Европе за новую модель запрашивают от 10 тыс. 650 евро, а в исполнении Active с 1,33-литровым 16-клапанником Yaris обходится по меньшей мере в 13 тыс. Тогда как в Штатах «упакованный» тест-автомобиль с 1,5-литровым двигателем и «ручкой» вылился в 17 тыс. 340 долл. Не самый дорогой компакт класса B - хотя и не особенно дешевый.
Чисто конкретно. Yaris III поколения - переднеприводный 3- или 5-дверный «хэтчбек». Техника осталась практически неизменной, и «линейка» силовых агрегатов по-прежнему насчитывает пару-тройку двигателей на бензине – плюс турбодизель. Так. для европейского рынка предназначен 12-клапанник 1KR-FE рабочим объемом 998 миллилитров. Со степенью сжатия 11 цельноалюминиевый моторчик развивает до 69 л.с. при 6 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 93 Нм. Есть также 4-цилиндровый 1,33-литровый 1NR-FE: со степенью сжатия 12 «четверка» выдает до 99 сил при тех же 6 тыс. оборотов, максимальный крутящий момент – 128 Нм. Причем двигатель оснащен устройством «старт-стоп», сберегающим горючее даже при самых коротких остановках.
Кроме того, имеется 8-клапанный турбодизель 1ND-TV (D-4D) рабочим объемом 1354 «кубика». Максимальная мощность - 90 л.с. при 3800 мин-1, наибольший крутящий момент – 205 Нм. В Северной Америке новый Yaris предлагается с 1,5-литровым 16-клапанником 1NZ-FE и ручной 5-ступенчатой КПП. Максимальная мощность – 107 л.с. (SAE «нетто») при 6 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 140 Нм.
Малолитражный 12-клапанник комплектуется 5-ступенчатой ручной КПП, тогда как 99-сильный 1NR-FE и турбодизель стыкуются с 6-ступенчатой «ручкой». За доплату предлагается бесступенчатый клиноременный вариатор MultiDrive S – либо «роботизированная» КПП MultiMode (одно сцепление, переключение с разрывом потока мощности). В «американском» исполнении Yaris оснащается ручной 5-ступенчатой коробкой передач – или же 4-скоростным гидромеханическим «автоматом». Архаический агрегат. К сожалению, по-настоящему передовыми инженерными решениями новая модель похвалиться не может.
Ходовая в III поколении без принципиальных изменений: спереди стойки McPherson, сзади подвеска на сопряженных продольных рычагах. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Покрышки размером от 175/65R15 до 195/50R на 16-дюймовых колесах из легкого сплава. На редкость «прямой» реечный рулевой механизм оснащен электросервоусилителем: «баранка» делает только 2,3 оборота от упора до упора. Тормоза дисковые, спереди вентилируемые диаметром 278 мм, сзади 258-миллиметровые (барабаны с 3-цилиндровым двигателем). В «штате» ABS, а также VSC (фирменная программа динамической стабилизации автомобиля). Полный пакет.
В длину Yaris III насчитывает 3885 мм, в ширину – 1695, в высоту – 1510 мм. Колесная база – 2510 мм, колея – 1460/1450 мм. Снаряженный вес 5-дверного «хэтчбека» с 3-цилиндровым 1KR-FE - от 950 кг, с турбодизелем – от 1035 кг. Тогда как «американский» тест-автомобиль потянул на 1075 кг (при «развесовке» по осям 61/39%). Надо сказать, совсем не тяжелый компакт – благодаря фирменной «культуре веса».
Динамика автомобиля зависит, разумеется, от выбора силового агрегата. Так, с малолитражным 12-клапанником новый Yaris способен разогнаться с места до 100 км/ч лишь за долгие 15,3 сек. Объявленная максимальная скорость - 155 км/ч, средний расход бензина (EU5) – 4,8 л на 100 км пробега. Не спринтер, зато компакт на редкость экономичен по топливу. С 99-сильным двигателем и 6-ступенчатой «ручкой» компакт набирает «сотню» за 11,7 сек., максимальная скорость - 175 км/ч. Гораздо лучше. Причем средний расход бензина увеличивается не так уж сильно – до 5,2 л на 100 км пути.
Лучше всего приемистость у «Яриса» с турбодизелем и ручной КПП: разгон до 100 км/ч за 10,8 сек. И расход тяжелого топлива исключительно невелик: 3,9 л на «сотню» пробега. Европейский вариант, не особенно привлекательный для российских автомобилистов.
Точка зрения. Просторный и безопасный «хэтчбек», практичный и удобный. А главное, по-тойотовски надежный. И для тех российских автомобилистов, кто по-прежнему считает, что «иномарка должна быть Тойотой», новый Yaris в самый раз. Хотя варианты возможны…
Автор: В.П.
Toyota Yaris 5-и дверный